Лекция №1 Классификация автотранспортных средств

 

В настоящее время принята следующая классификация подвижного состава автомобильного транспорта. Подвижной состав автомобильного транспорта классифицируются по назначению, дорожным регламентациям и конструктивным признакам (см. рис.1.1)

По назначению подвижной состав автомобильного транспорта разделяется на: транспортный и специальный.

Транспортные средства предназначены для перевозки грузов и пассажиров и делятся на грузовые и пассажирские, на специальных средствах монтируются различные установки.

К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы;

к пассажирскому – автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы;

к специальному – автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ (пожарные, санитарные, строительные, уборочные и пр.)

Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер их использования, подразделяются на подвижной состав общего назначения и специализированный.

Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют неопрокидывающийся кузов типа бортовой платформы, и используется для перевозки всех видов грузов, кроме жидких без тары.

                                         Рис. 1.1 Подвижной состав автомобильного транспорта

 

 

 

 

К специализированному грузовому подвижному составу относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, кузова которых приспособлены для перевозки определенных видов грузов (самосвалы, фургоны, цистерны и пр.).

По дорожным регламентациям все автомобили подразделены на три основные группы. К первой группе «А» относятся автомобиль и автопоезда дорожного типа, предназначенные к использованию только на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием (допустимая осевая нагрузка на одну ось до 10т или 18т на две спаренные, полная масса до 52т). В группу «Б» входит подвижной состав дорожного типа, допускаемый к эксплуатации на все сети дорог общего пользования (до 6т на одиночную ось или 11т на две спаренные, полная масса до 34т). Кроме того, имеются внедорожные автомобили, не допускаемые к эксплуатации по дорогам общего пользования, имеющим даже капитальное покрытие. Эти автомобили и автопоезда с нагрузкой на одиночную ось более 10т, предназначены для работы по специально построенным для них карьерным, лесовозным или другим дорогам, а также вне сети дорог.

По конструктивным признакам автомобильные транспортные средства разделяются на автомобили, тягачи и прицепной подвижной состав.

Автомобили различают по роду двигателя, проходимости, грузоподъемности (грузовые), вместимости (пассажирские).

К прицепному составу относят прицепы, полуприцепы, прицепные оси (роспуски), прицепы специальных типов (тяжеловозы, санные и пр.)

По роду потребляемого топлива автомобили разделяют на карбюраторные, дизельные, газогенераторные, газобаллонные; по типу двигателя – на карбюраторные, дизельные, электромобили, паровые и газотурбинные автомобили.

По признаку проходимости автомобили подразделяются на дорожные автомобили (ограниченной проходимости), предназначенные для работы в основном по благоустроенным дорогам, автомобили повышенной и высокой проходимости, которые могут работать в тяжелых условиях и по бездорожью.

Автомобили повышенной и высокой проходимости в зависимости от конструкции движителя (устройства для превращения энергии двигателя в работу, затрачиваемую на преодоление сопротивления движению транспортных средств) разделяются на колесные, полугусеничные, колесно-гусеничные, автомобили-амфибии, автомобили на воздушной подушке.

Для колесных автомобилей число осей принято обозначать колесной формулой, в которой первая цифра показывает общее число осей в автомобиле, а вторая – число ведущих, например 2х2, 3х2 и т.п.

 

Грузовые автомобили и прицепы.

 

 

Грузовые автомобили и прицепы классифицируются по грузоподъемности и типу кузова. Номинальную грузоподъемность автомобиля (прицепа) назначает завод изготовитель. Она определяется максимально разрешенной полезной нагрузкой при работе автомобиля в различных дорожных условиях и соответствует типу кузова и определенному размеру шин.

В зависимости от грузоподъемности грузовые автомобили и прицепы принято в нашей стране разделять на следующие классы: особо малой грузоподъемности (до 0,5т), малой (2,5…2т), средней (2…8т), большой (8…16), особо большой грузоподъемности (свыше 16т).

По типу кузова грузовые АТС разделяются на АТС общего назначения с кузовом типа «грузовая платформа» и специализированные.

На автомобилях и прицепах общего назначения применяют различные виды грузовых платформ.

Платформа с откидными бортами представляет собой деревянный или металлический кузов с бортами, откидывающимися на три или одну сторону. Такие платформы приспособлены для перевозки грузов навалом или в таре. При перевозке легковесных грузов применяют съемные надставные высокие решетчатые борта. Для автомобилей особо малой грузоподъемности грузовую платформу делают грузопассажирской типа «пикап».

Грузовая универсальная платформа обычно представляет собой платформу, которая может быть использована без бортов, с низкими бортами, с высокими решетчатыми бортами и скамейками, тентом.

Автопоезда состоят из буксирного тягача с одним или несколькими прицепами или седельного тягача с полуприцепом.

К прицепному составу относятся прицепы, полуприцепы, прицепные оси (роспуски), прицепы специальных типов (тяжеловозы, санные и пр.)

Тягачи подразделяются на седельные, буксирные и автомобили-тягачи. Седельные тягачи работают в сочетании с полуприцепом, часть веса которого передается на шасси тягача. Для этого на раме тягача установлено седло – специальное опорно-сцепное устройство. Буксирные тягачи выполняются на базе шасси грузового автомобиля и предназначены для буксировки прицепов с помощью сцепного устройства. Кузов буксирных тягачей делается небольших размеров, и загружается балластом для увеличения сцепного веса. Поэтому такие тягачи иногда называют балластными.

Прицепы бывают одно,- двух- и многоосными. Имеются прицепы на гусеничном и санном ходу. Для перевозки длинномерных грузов применяются прицепы-роспуски, которые относятся к одноосным прицепам.

Тяжеловесные грузы перевозятся на прицепах-тяжеловозах, грузоподъемность которых достигает 100…200т и более. Для уменьшения удельного давления на дорогу эти прицепы (полуприцепы) имеют несколько осей по 6, 8 и более колес на каждой оси.  

У специализированных грузовых АТС кузова специально приспособлены для перевозки одного груза или группы грузов. Из специализированных АТС наибольшее распространение получили автомобили-самосвалы, фургоны, цистерны.