РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 (СИЛЛАБУС)

 

 

Дисциплина: Инклюзивное образование

 

 

Направление подготовки:   Педагогическое направление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кокшетау

 

 

 

Данные о преподавателе:

 

Должность/ученая степень

Ф.И.О.

Шубаева Нургуль Мейрамовна, магистр педагогических наук, лектор

e-mail: 

telnur@mail.ru

Место проведения аудиторных занятий

Корпус 1,

Ссылка на платформу

 

 Цель, краткое описание и результаты обучения

 

Форма обучения

Кол-во

кредитов

 

Лекции,

в час.

Практ.,

семинар. занятия,

в час.

Лабор. занятия, в час.

СРОП

в час.

СРО

в час.

Всего

в час.

Курсовая работа/проект

Форма контроля

Очная

3

30

15

-

15

90

150

 

Экзамен (портфолио)

Пререквизиты дисциплины – необходимым условием обучения данной дисциплине является успешное освоение ряда курсов модулей общеобразовательных и профессиональных дисциплин «Педагогика», «Психология», «Физиология и развития школьников» и др.

Постреквизиты дисциплины – педагогическое мастерство, непрерывное профессиональное развитие учителей

Цель курса – формирование у студентов системы научных представлений об инклюзивном образовании лиц с особыми образовательными потребностями (ООП), осуществление их личностно-мотивационной, когнитивной и практической подготовки к реализации инклюзивной модели образования на различных уровнях системы образования.

Основные задачи дисциплины:

- Сформировать целостное представление о системе инклюзивного образования как неотъемлемой части общего и специального образования.

- Познакомить студентов с системой образовательных услуг, представляемых ученику в процессе инклюзивного обучения.

- Учить моделировать учебно-воспитательный процесс и реализовывать в практике обучения в режиме инклюзивного образования.

- Формировать умение вступать в междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач организации и управления инклюзивным образованием.

В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

-             Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»; другие международные и республиканские законные и подзаконные акты, регламентирующие деятельность общеобразовательных организаций, работающих в режиме инклюзивного образования;

-             сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем, педагогические технологии и инновационные процессы в сфере инклюзивного образования;

-             основные направления и перспективы развития инклюзивного образования и педагогической науки;

-             сущность и специфику профессиональной деятельности учителей общеобразовательных организаций и учителей-дефектологов в процессе инклюзивного образования;

-             концепции психолого-педагогической помощи и системы коррекционно - педагогического воздействия.

Должен уметь:

-     находить, анализировать и систематизировать информацию по вопросам организации инклюзивного образования;

-     использовать в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов на получение качественного образования;

-     проектировать работу по информированию общественности о проблемах образования лиц с ограниченными возможностями;

-     проектировать направления коррекционно-педагогического воздействия в условиях инклюзивного образования в зависимости от типа нарушенного развития, потребностей ребенка, условий обучения, ресурсов населенного пункта;

-     организовать и обеспечить оптимальные социально-средовые и образовательные (профессиональные) условия для детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных организациях.

 

Сроки проведения

Темы лекции

Практическииие занятия

Лабораторные занятия

Задания на СРОП

Задания на СРО

1

1-2.Предмет и задачи курса.

Концептуальные рамки инклюзивного образования (ИО)

 

1.  Определение понятия ИО

2.  Принципы и ценности ИО

3.  Определение детей с особыми образовательными потребностями

 

 

Инклюзивный подход к развитию школ

Барьеры на пути обучения и полноценного участия в школьной жизни

 

2

3.Нормативно-правовые основы развития ИО

1.Международные законодательные акты и документы в области ИО.

2. Национальное законодательство в области развития и продвижения инклюзивного образования

3.Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан

 

Правовые основы организации инклюзивного процесса в общеобразовательных организациях (международные и отечественные нормативно-правовые акты).

 

3

4.Показатели и признаки инклюзивной школы

1.Три аспекта развития инклюзии: инклюзивная политика; развитие инклюзивной практики; создание инклюзивной культуры

 

Критерии эффективности инклюзивного образования

 

4

5. Создание инклюзивной среды обучения

 

1.    «Золотые» правила создания инклюзивной среды обучения

 

 

Примеры успешной инклюзивной практики

 

5

6. Инклюзивное образование в общеразви-вающем

детском саду

 

1.Разработка Рабочей программы по реализации инклюзивных практик в условиях дошкольного учреждения

 

 

1.Содержание психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями

2.Проектирование образовательного процесса

 

6

7-8. Особенности развития детей

 

Оценивание развития ребенка

1.Особенности развитие детей на разных этапах/ стадиях

2.Особенности развития ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП)

3.Области развития ребенка

4.Типы оценивания

5.Организация процесса оценивания развития ребенка

 

Организация процесса оценивания развития ребенка

 

 

7

9.Применение теории множественности интеллекта Х.Гарднера обучении детей с особыми образовательными потребностями

 

7типов интеллекта

•вербально-лингвистический интеллект

•логико-математический интеллект

•визуально-пространственный интеллект

•моторно-двигательный интеллект

•музыкально-ритмический интеллект

•межличностный интеллект

•внутриличностный интеллект

 

Оценка типа интеллекта и результатов учащихся

 

 

8

10.Дифференциация и индивидуализация учебного процесса

Дифференцированные формы работы с учащимися

 

 

Разработка индивидуального учебного плана и его реализация

 

9

11.Работа с родителями и семьями

 

Эффективное вовлечение родителей и семей в процесс обучения их детей

 

 

 

10

 

12.Помощь детям с эмоциональ-ными и поведенчес-кими нарушениями

Стратегии поддержки для включения детей

с эмоциональными (аффективными) и поведенческими нарушениями

 

Включение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в общеобразовательный процесс

 

11

13.Помощь детям с нарушениями речи

Стратегии поддержки для включения детей с нарушениями речи

 

Включение детей с сенсорными нарушениями в общеобразовательный процесс

 

12

14.Помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью /СДВГ/

Стратегии поддержки для включения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности СДВГ

 

Правовые основы организации инклюзивного процесса в общеобразовательных организациях (международные и отечественные нормативно-правовые акты).

 

13

15.Организация психолого - педагогического сопровождения детей с ООП в условиях интегрированного обучения

Управление инклюзивными процессами в образовании

 

 

Включение детей с двигательными нарушениями в общеобразовательный процесс

 

Формула расчета итоговой оценки в платонус

итоговая оценка = оценка за экзамен* 0.4+рейтинг допуска*0.6

рейтинг допуска = средне текущая оценка *0.6+(рубежный контроль1+рубежный контроль2)/2 * 0.4 если выразить долю каждого типа оценивания то итоговая оценка состоит на 36% средне текущей оценки, на 12% процентов из рубежного контроля №1 и №2 и на 40% из экзаменационной оценки

 

Виды контроля в процессе изучения дисциплины

Оценка в процентах

Текущий контроль

36

Рубежный контроль I

12

Рубежный контроль II

12

Итоговый контроль (ИК)  Экзамен

40

Всего

100

 

Критерии оценивания

 

Буквенная оценка

GPA

баллы

Критерий

A

4

95-100

Показывает самый высокий уровень знаний, показывает  дополнительные знания по  изучаемой дисциплине (мини исследования, статьи и т.д.)

A-

3,67

90-94

Соответствует самому высокому уровню знаний

B+

3,33

85-89

Очень хорошо и соответствует высокому уровню знаний

B

3

80-84

Хорошо и соответствует высокому уровню знаний

B-

2,67

75-79

Более, чем достаточные знания, приближающиеся к высокому уровню знаний

C+

2,33

70-74

Достаточные знания, соответствующие общему уровню

C

2

65-69

Удовлетворяет и соответствует общему уровню знаний

C-

1,67

60-64

Удовлетворяет, но по некоторым знаниям не соответствует уровню знаний

D+

1,33

55-59

Минимально удовлетворяет, но по большому спектру знаний не соответствует уровню знаний

D

1

50-54

Минимально удовлетворительный проходной балл с сомнительным соответствием уровня знаний

FX

0,5

25-49

Неудовлетворительные низкие показатели, требуется пересдача экзамена

F

0

0-24

Не пытался освоить дисциплину.

 

Литература:

 

1.Аргынов А.Х., Жумаканова Р.А.,Шаяхметова А.А.Инклюзивное образование,2018г.

2.Аргынов А.Х., Жумаканова Р.А.,Шаяхметова А.А.Основы нклюзивного образования,2017г.

3.         Аргынов А.Х., Жумаканова Р.А. Как себя чувствуют учащиеся в школе: Анализ школьной образовательной среды. В сб. Новая школа: пространство возможностей. Бишкек. 2006 г.

4.         Борякова, Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (организационный аспект). – М.: В.Секачёв, ИОИ, 2004. – 66с.

5.         Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением/ Под ред. М.И.Рожкова. – М.:Владос, ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2001.- 240с.

6.         Гегелия, Н.А., Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда/ Н.А.Гегелия. – М.: ВЛАДОС, 2001. -240с.

7.         Груздева, Л.А. Учебно-методические и образовательные комплексы в обучении детей с особыми образовательными потребностями / Л.А.Груздева // Справочник зам. директора шк. - 2013. - №: 6. - C. 30-36.

8.         Дмитриева, Т. Оценка эффективности деятельности образовательной организации по реализации инклюзивной практики/ Т.Дмитриева// Справочник руководителя образовательного учреждения. -2013. - № 12. – С. 58-62

9.         Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда/ Л.Н. Ефименкова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 336с.

10.       Жумаканова Р.А., Аргынов А.Х. Особенности мониторингового исследования инклюзивного образования в средней общебразовательной школе.- Материалы Республиканской научно-практической конференции «Высшее педагогическое образование: традиции и инновации», посвященной 85-летию известного педагога и ученого, организатора высшей школы в республике Жоламанова К.Д. – Кокшетау, 2016.- с. 374- 378

11.       Катаева, А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии/ А.А.Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 224с.

12.       Корягина, Л.В. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе/Л.В.Корягина// Справочник руководителя образовательного учреждения. -2012. - № 12. – С.26-29

13.       Кусаинов А.К., Аргынов А.Х., Жумаканова Р.А. Проблемы профессиональной подготовки в области инклюзивного образования: Материалы для руководителей школ, специалистов районных, городских и областных департаментов и управлений образования, учителей, психологов, социальных педагогов.- Алматы: ОО «АПНКа», 2008.–101 с.

14.       Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ./ Под ред. Л.С. Волковой: В 5-и кН. – Кн. 1: Нарушение голоса и звуко-произносительной стороны речи. Ч.2: Ринолалия. Дизартрия. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 304с.

15.       Малер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие/ А.Р. Малер. – М.: АРКТИ, 2005. – 176с.

 

Адаптивные образовательные технологии, в т.ч. для инклюзивного образования

 

При обучении лиц с особыми образовательными потребностями предполагается использование адаптивных образовательных технологий (инклюзивное образование) с учетом особенностей их индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающих их социальную адаптацию. Адаптивные образовательные технологии: предоставление специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования и т.п. Дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах. Для контактной и самостоятельной работы рекомендуется использование мультимедийных комплексов, электронных учебников и учебных пособий.

 

Политика учебной дисциплины и академической этики согласно Положения о кодексе чести обучающихся КУ им.Ш.Уалиханова СМК П 4.01-2020:9.2.2

обучающийся не должен:

допускать этические, академические и правовые нарушения, в том числе:

- плагиат при написании любых самостоятельных работ;

- предоставлять подложных результатов;

- использовать неразрешенные источники на всех этапах разных форм контроля знаний, включая шпаргалки, записи лекций и другие технические средства;

- использовать родственные или служебные связи для получения более высокой оценки;

- проявлять неуважительное отношение к преподавателю, включая обман, нечестность и введение в заблуждение преподавателя;

- пропускать занятия без уважительной причины (обоснованием к отсутствию на занятии является справка/письмо, с указанием соответствующей даты и официальной печатью, предоставленная не позднее следующего занятия после отсутствия);

- громко разговаривать, шуметь, входить в аудиторию и выходить из аудитории во время учебных занятий;

- отключать мобильный телефон либо перевести в режим вибрации во время учебных занятий;

- следовать кодексу корпоративной этики, принятому в КУ им. Ш. Уалиханова.

 

 

Разработчик: Шубаева Н.М.