РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(СИЛЛАБУС)
Дисциплина: Инклюзивное образование
Направление подготовки: Педагогическое направление
Кокшетау
Данные о преподавателе:
Должность/ученая степень |
Ф.И.О. Шубаева Нургуль Мейрамовна, магистр педагогических наук, лектор |
e-mail: |
telnur@mail.ru |
Место проведения аудиторных занятий |
Корпус 1, Ссылка на платформу |
Цель, краткое описание и результаты обучения
Форма обучения |
Кол-во кредитов
|
Лекции, в час. |
Практ., семинар. занятия, в час. |
Лабор. занятия, в час. |
СРОП в час. |
СРО в час. |
Всего в час. |
Курсовая работа/проект |
Форма контроля |
Очная |
3 |
30 |
15 |
- |
15 |
90 |
150 |
|
Экзамен (портфолио) |
Пререквизиты дисциплины – необходимым условием обучения данной дисциплине является успешное освоение ряда курсов модулей общеобразовательных и профессиональных дисциплин «Педагогика», «Психология», «Физиология и развития школьников» и др.
Постреквизиты дисциплины – педагогическое мастерство, непрерывное профессиональное развитие учителей
Цель курса – формирование у студентов системы научных представлений об инклюзивном образовании лиц с особыми образовательными потребностями (ООП), осуществление их личностно-мотивационной, когнитивной и практической подготовки к реализации инклюзивной модели образования на различных уровнях системы образования.
Основные задачи дисциплины:
- Сформировать целостное представление о системе инклюзивного образования как неотъемлемой части общего и специального образования.
- Познакомить студентов с системой образовательных услуг, представляемых ученику в процессе инклюзивного обучения.
- Учить моделировать учебно-воспитательный процесс и реализовывать в практике обучения в режиме инклюзивного образования.
- Формировать умение вступать в междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач организации и управления инклюзивным образованием.
В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:
- Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»; другие международные и республиканские законные и подзаконные акты, регламентирующие деятельность общеобразовательных организаций, работающих в режиме инклюзивного образования;
- сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем, педагогические технологии и инновационные процессы в сфере инклюзивного образования;
- основные направления и перспективы развития инклюзивного образования и педагогической науки;
- сущность и специфику профессиональной деятельности учителей общеобразовательных организаций и учителей-дефектологов в процессе инклюзивного образования;
- концепции психолого-педагогической помощи и системы коррекционно - педагогического воздействия.
Должен уметь:
- находить, анализировать и систематизировать информацию по вопросам организации инклюзивного образования;
- использовать в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов на получение качественного образования;
- проектировать работу по информированию общественности о проблемах образования лиц с ограниченными возможностями;
- проектировать направления коррекционно-педагогического воздействия в условиях инклюзивного образования в зависимости от типа нарушенного развития, потребностей ребенка, условий обучения, ресурсов населенного пункта;
- организовать и обеспечить оптимальные социально-средовые и образовательные (профессиональные) условия для детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных организациях.
Сроки проведения |
Темы лекции |
Практическииие занятия |
Лабораторные занятия |
Задания на СРОП |
Задания на СРО |
1 |
1-2.Предмет и задачи курса. Концептуальные рамки инклюзивного образования (ИО)
|
1. Определение понятия ИО 2. Принципы и ценности ИО 3. Определение детей с особыми образовательными потребностями
|
|
Инклюзивный подход к развитию школ Барьеры на пути обучения и полноценного участия в школьной жизни |
|
2 |
3.Нормативно-правовые основы развития ИО |
1.Международные законодательные акты и документы в области ИО. 2. Национальное законодательство в области развития и продвижения инклюзивного образования 3.Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан |
|
Правовые основы организации инклюзивного процесса в общеобразовательных организациях (международные и отечественные нормативно-правовые акты). |
|
3 |
4.Показатели и признаки инклюзивной школы |
1.Три аспекта развития инклюзии: инклюзивная политика; развитие инклюзивной практики; создание инклюзивной культуры |
|
Критерии эффективности инклюзивного образования |
|
4 |
5. Создание инклюзивной среды обучения
|
1. «Золотые» правила создания инклюзивной среды обучения
|
|
Примеры успешной инклюзивной практики |
|
5 |
6. Инклюзивное образование в общеразви-вающем детском саду
|
1.Разработка Рабочей программы по реализации инклюзивных практик в условиях дошкольного учреждения
|
|
1.Содержание психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями 2.Проектирование образовательного процесса |
|
6 |
7-8. Особенности развития детей
Оценивание развития ребенка |
1.Особенности развитие детей на разных этапах/ стадиях 2.Особенности развития ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП) 3.Области развития ребенка 4.Типы оценивания 5.Организация процесса оценивания развития ребенка |
|
Организация процесса оценивания развития ребенка
|
|
7 |
9.Применение теории множественности интеллекта Х.Гарднера обучении детей с особыми образовательными потребностями
|
7типов интеллекта •вербально-лингвистический интеллект •логико-математический интеллект •визуально-пространственный интеллект •моторно-двигательный интеллект •музыкально-ритмический интеллект •межличностный интеллект •внутриличностный интеллект |
|
Оценка типа интеллекта и результатов учащихся
|
|
8 |
10.Дифференциация и индивидуализация учебного процесса |
Дифференцированные формы работы с учащимися
|
|
Разработка индивидуального учебного плана и его реализация |
|
9 |
11.Работа с родителями и семьями
|
Эффективное вовлечение родителей и семей в процесс обучения их детей |
|
|
|
10
|
12.Помощь детям с эмоциональ-ными и поведенчес-кими нарушениями |
Стратегии поддержки для включения детей с эмоциональными (аффективными) и поведенческими нарушениями |
|
Включение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в общеобразовательный процесс |
|
11 |
13.Помощь детям с нарушениями речи |
Стратегии поддержки для включения детей с нарушениями речи |
|
Включение детей с сенсорными нарушениями в общеобразовательный процесс |
|
12 |
14.Помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью /СДВГ/ |
Стратегии поддержки для включения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности СДВГ |
|
Правовые основы организации инклюзивного процесса в общеобразовательных организациях (международные и отечественные нормативно-правовые акты). |
|
13 |
15.Организация психолого - педагогического сопровождения детей с ООП в условиях интегрированного обучения Управление инклюзивными процессами в образовании |
|
|
Включение детей с двигательными нарушениями в общеобразовательный процесс |
|
Формула расчета итоговой оценки в платонус
итоговая оценка = оценка за экзамен* 0.4+рейтинг допуска*0.6
рейтинг допуска = средне текущая оценка *0.6+(рубежный контроль1+рубежный контроль2)/2 * 0.4 если выразить долю каждого типа оценивания то итоговая оценка состоит на 36% средне текущей оценки, на 12% процентов из рубежного контроля №1 и №2 и на 40% из экзаменационной оценки
Виды контроля в процессе изучения дисциплины |
Оценка в процентах |
Текущий контроль |
36 |
Рубежный контроль I |
12 |
Рубежный контроль II |
12 |
Итоговый контроль (ИК) Экзамен |
40 |
Всего |
100 |
Критерии оценивания
Буквенная оценка |
GPA |
баллы |
Критерий |
A |
4 |
95-100 |
Показывает самый высокий уровень знаний, показывает дополнительные знания по изучаемой дисциплине (мини исследования, статьи и т.д.) |
A- |
3,67 |
90-94 |
Соответствует самому высокому уровню знаний |
B+ |
3,33 |
85-89 |
Очень хорошо и соответствует высокому уровню знаний |
B |
3 |
80-84 |
Хорошо и соответствует высокому уровню знаний |
B- |
2,67 |
75-79 |
Более, чем достаточные знания, приближающиеся к высокому уровню знаний |
C+ |
2,33 |
70-74 |
Достаточные знания, соответствующие общему уровню |
C |
2 |
65-69 |
Удовлетворяет и соответствует общему уровню знаний |
C- |
1,67 |
60-64 |
Удовлетворяет, но по некоторым знаниям не соответствует уровню знаний |
D+ |
1,33 |
55-59 |
Минимально удовлетворяет, но по большому спектру знаний не соответствует уровню знаний |
D |
1 |
50-54 |
Минимально удовлетворительный проходной балл с сомнительным соответствием уровня знаний |
FX |
0,5 |
25-49 |
Неудовлетворительные низкие показатели, требуется пересдача экзамена |
F |
0 |
0-24 |
Не пытался освоить дисциплину. |
1.Аргынов А.Х., Жумаканова Р.А.,Шаяхметова А.А.Инклюзивное образование,2018г.
2.Аргынов А.Х., Жумаканова Р.А.,Шаяхметова А.А.Основы нклюзивного образования,2017г.
3. Аргынов А.Х., Жумаканова Р.А. Как себя чувствуют учащиеся в школе: Анализ школьной образовательной среды. В сб. Новая школа: пространство возможностей. Бишкек. 2006 г.
4. Борякова, Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (организационный аспект). – М.: В.Секачёв, ИОИ, 2004. – 66с.
5. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением/ Под ред. М.И.Рожкова. – М.:Владос, ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2001.- 240с.
6. Гегелия, Н.А., Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда/ Н.А.Гегелия. – М.: ВЛАДОС, 2001. -240с.
7. Груздева, Л.А. Учебно-методические и образовательные комплексы в обучении детей с особыми образовательными потребностями / Л.А.Груздева // Справочник зам. директора шк. - 2013. - №: 6. - C. 30-36.
8. Дмитриева, Т. Оценка эффективности деятельности образовательной организации по реализации инклюзивной практики/ Т.Дмитриева// Справочник руководителя образовательного учреждения. -2013. - № 12. – С. 58-62
9. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда/ Л.Н. Ефименкова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 336с.
10. Жумаканова Р.А., Аргынов А.Х. Особенности мониторингового исследования инклюзивного образования в средней общебразовательной школе.- Материалы Республиканской научно-практической конференции «Высшее педагогическое образование: традиции и инновации», посвященной 85-летию известного педагога и ученого, организатора высшей школы в республике Жоламанова К.Д. – Кокшетау, 2016.- с. 374- 378
11. Катаева, А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии/ А.А.Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 224с.
12. Корягина, Л.В. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе/Л.В.Корягина// Справочник руководителя образовательного учреждения. -2012. - № 12. – С.26-29
13. Кусаинов А.К., Аргынов А.Х., Жумаканова Р.А. Проблемы профессиональной подготовки в области инклюзивного образования: Материалы для руководителей школ, специалистов районных, городских и областных департаментов и управлений образования, учителей, психологов, социальных педагогов.- Алматы: ОО «АПНКа», 2008.–101 с.
14. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ./ Под ред. Л.С. Волковой: В 5-и кН. – Кн. 1: Нарушение голоса и звуко-произносительной стороны речи. Ч.2: Ринолалия. Дизартрия. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 304с.
15. Малер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие/ А.Р. Малер. – М.: АРКТИ, 2005. – 176с.
Адаптивные образовательные технологии, в т.ч. для инклюзивного образования
При обучении лиц с особыми образовательными потребностями предполагается использование адаптивных образовательных технологий (инклюзивное образование) с учетом особенностей их индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающих их социальную адаптацию. Адаптивные образовательные технологии: предоставление специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования и т.п. Дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах. Для контактной и самостоятельной работы рекомендуется использование мультимедийных комплексов, электронных учебников и учебных пособий.
Политика учебной дисциплины и академической этики согласно Положения о кодексе чести обучающихся КУ им.Ш.Уалиханова СМК П 4.01-2020:9.2.2
обучающийся не должен:
допускать этические, академические и правовые нарушения, в том числе:
- плагиат при написании любых самостоятельных работ;
- предоставлять подложных результатов;
- использовать неразрешенные источники на всех этапах разных форм контроля знаний, включая шпаргалки, записи лекций и другие технические средства;
- использовать родственные или служебные связи для получения более высокой оценки;
- проявлять неуважительное отношение к преподавателю, включая обман, нечестность и введение в заблуждение преподавателя;
- пропускать занятия без уважительной причины (обоснованием к отсутствию на занятии является справка/письмо, с указанием соответствующей даты и официальной печатью, предоставленная не позднее следующего занятия после отсутствия);
- громко разговаривать, шуметь, входить в аудиторию и выходить из аудитории во время учебных занятий;
- отключать мобильный телефон либо перевести в режим вибрации во время учебных занятий;
- следовать кодексу корпоративной этики, принятому в КУ им. Ш. Уалиханова.
Разработчик: Шубаева Н.М.