Начало XX века – особый этап в развитии русской литературы. В это время происходит
смена литературного метода – с реализма на модернизм. Развивается множество новых
литературных направлений. Ведущими проблемами при изучении этого курса являются
проблемы традиций и новаторства. Особое внимание обращено на специфику образного
мышления, своеобразие философских установок, эстетическую значимость, индивидуальность
и неповторимость авторских стилей.
Курс истории русской литературы начала XX века претерпел в последние годы
кардинальные изменения.
Во-первых, «серебряный век» теперь включает в себя много «забытых», запрещенных
до недавнего времени имен писателей – эмигрантов (И. Шмелев, А. Ремизов, А. Аверченко и
др.) и декадентов-модернистов (З. Гиппиус, И. Анненский, К. Бальмонт, Н. Гумилев, О.
Манедльштам, И. Северянин).
Во-вторых, в новом свете предстает т творчество «буревестника» русской революции
А.М. Горького и его соратников – Д. Бедного, С. Серафимовича, Нуждаясь в переосмыслении.
В-третьих, требует пересмотра и хронологические границы данного периода, который
заканчивается не 1917 годом, а продолжается еще и в 20-е годы, тем самым необходима новая
периодизация русской литературы XX столетия.
Настоящий силлабус по курсу «История русской литературы первой половины XX
века» предназначен для студентов третьего курса, обучающихся по специальности
«Филология: русская филология», и входит в обязательный компонент учебного плана, где по
данному предмету предусмотрено 3 кредита.
Данный силлабус разрабатывается в соответствии с программным документом, получившим в
материалах Совета Европы наименование «Syllabus», и отличается от предшествующих
программ большей конкретизацией содержания обучения. Силлабус выступает в качестве
конкретного руководства деятельностью преподавателя и студента, определяя их тактические
шаги по реализации целей и непосредственно включаясь тем самым в учебный процесс.
XX век в истории русской литературы отличается сложностью и неоднозначностью
происходящих процессов. Поэтому принципиально важно оценивать литературу с позиций
законов искусства, а не общественных, моральных или религиозных пристрастий
исследователя, как это нередко делается. Поэтому при изучении произведений особое
внимание уделяется художественно-теоретическому аспекту, своеобразию индивидуального
авторского стиля, особенностям организации художественного текста и закономерностям его
словесного воплощения. Всё это определяет принципы отбора и распределения материала:
Хронологический принцип: определение границ данного периода русской литературы
мотивировано не только социально-историческими причинами, но и литературными. Этот
период обладает определенной самостоятельностью, единством, завершённостью целой
литературной эпохи, внутри которой наблюдается своя объективная логика и закономерности
художественного развития, свои подъёмы и периоды стабилизации, спады и паузы. Весь
материал рассматривается по десятилетиям, что позволяет наиболее точно фиксировать
происходящие в литературе изменения и предоставляет возможность увидеть частности,
составляющие русскую литературу второй половины XX века.
Историко-литературный принцип: десятилетие может быть представлено либо
монографической темой, либо актуальной проблематикой, либо обзорно. Скрепляющим
моментом между десятилетиями могут быть обзорные темы.
Теоретический подход: скрепляющую функцию между десятилетиями выполняют и
общетеоретические проблемы, так как описание каждого десятилетия имеет единую схему
формирования материала – жанрово-родовую: поэзия, проза, драматургия. Подобный подход
позволяет дать представление не только о творческой индивидуальности конкретного
писателя, но и поможет освоить специфику жанров, их видов, проследить их эволюцию,
определить традиционные и новаторские черты.
Структура курса включает лекции, практические занятия, СРСП и СРС. Форма
контроля – устный экзамен по билетам, который включает изложение определённого
теоретического материала или материала, касающегося творчества конкретного автора второй
половины XX века.
- Учитель: Елена Нежинская