Начало XX века – особый этап в развитии русской литературы. В это время происходит смена литературного метода – с реализма на модернизм. Развивается множество новых литературных направлений. Ведущими проблемами при изучении этого курса являются проблемы традиций и новаторства. Особое внимание обращено на специфику образного мышления, своеобразие философских установок, эстетическую значимость, индивидуальность и неповторимость авторских стилей. Курс истории русской литературы начала XX века претерпел в последние годы кардинальные изменения. Во-первых, «серебряный век» теперь включает в себя много «забытых», запрещенных до недавнего времени имен писателей – эмигрантов (И. Шмелев, А. Ремизов, А. Аверченко и др.) и декадентов-модернистов (З. Гиппиус, И. Анненский, К. Бальмонт, Н. Гумилев, О. Манедльштам, И. Северянин). Во-вторых, в новом свете предстает т творчество «буревестника» русской революции А.М. Горького и его соратников – Д. Бедного, С. Серафимовича, Нуждаясь в переосмыслении. В-третьих, требует пересмотра и хронологические границы данного периода, который заканчивается не 1917 годом, а продолжается еще и в 20-е годы, тем самым необходима новая периодизация русской литературы XX столетия. Настоящий силлабус по курсу «История русской литературы первой половины XX века» предназначен для студентов третьего курса, обучающихся по специальности «Филология: русская филология», и входит в обязательный компонент учебного плана, где по данному предмету предусмотрено 3 кредита. Данный силлабус разрабатывается в соответствии с программным документом, получившим в материалах Совета Европы наименование «Syllabus», и отличается от предшествующих программ большей конкретизацией содержания обучения. Силлабус выступает в качестве конкретного руководства деятельностью преподавателя и студента, определяя их тактические шаги по реализации целей и непосредственно включаясь тем самым в учебный процесс. XX век в истории русской литературы отличается сложностью и неоднозначностью происходящих процессов. Поэтому принципиально важно оценивать литературу с позиций законов искусства, а не общественных, моральных или религиозных пристрастий исследователя, как это нередко делается. Поэтому при изучении произведений особое внимание уделяется художественно-теоретическому аспекту, своеобразию индивидуального авторского стиля, особенностям организации художественного текста и закономерностям его словесного воплощения. Всё это определяет принципы отбора и распределения материала: Хронологический принцип: определение границ данного периода русской литературы мотивировано не только социально-историческими причинами, но и литературными. Этот период обладает определенной самостоятельностью, единством, завершённостью целой литературной эпохи, внутри которой наблюдается своя объективная логика и закономерности художественного развития, свои подъёмы и периоды стабилизации, спады и паузы. Весь материал рассматривается по десятилетиям, что позволяет наиболее точно фиксировать происходящие в литературе изменения и предоставляет возможность увидеть частности, составляющие русскую литературу второй половины XX века. Историко-литературный принцип: десятилетие может быть представлено либо монографической темой, либо актуальной проблематикой, либо обзорно. Скрепляющим моментом между десятилетиями могут быть обзорные темы. Теоретический подход: скрепляющую функцию между десятилетиями выполняют и общетеоретические проблемы, так как описание каждого десятилетия имеет единую схему формирования материала – жанрово-родовую: поэзия, проза, драматургия. Подобный подход позволяет дать представление не только о творческой индивидуальности конкретного писателя, но и поможет освоить специфику жанров, их видов, проследить их эволюцию, определить традиционные и новаторские черты. Структура курса включает лекции, практические занятия, СРСП и СРС. Форма контроля – устный экзамен по билетам, который включает изложение определённого теоретического материала или материала, касающегося творчества конкретного автора второй половины XX века.